Селение Саситли расположено в высокогорном Дагестане в Цумадинском районе, к юго-западу от районного центра Агвали. Граничит с землями: с северо-востока с. Н.Гаквари, с востока - с. Эчеди, с запада с. Сильди и с севера с. Кеди.

Сохранившиеся в народе предания и архивные источники говорят о том, что селения Саситли, Кеди, Сильди, Гакко, Митрада, Н.Хваршины, В.Хваршины и Цихалах входили в политический и экономический союз - Ункратль (что значит "четырехземелье" от "ункъ" - четыре, "ракъ" - земля; по числу ущелий союза).

История образования села Саситли (да и всего Ункратля) своими корнями уходит в глубокую древность и неразрывно связана с политической историей Аварии.

Когда примерно было основано село не установлено. Однако, по преданиям, территория селения издавна была обжита человеком.

О происхождении ойконима Саситли (Сасикь) имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, Саситли переводится с андийского - "У одной башни", от слова "са" (цо) - один и "си" - башня. Другая народная этимология переводит ойконим "Сасикь" - "У шума (водопада)", который расположен близ селения.

Данное предположение вроде подтверждает бытующая в селении легенда. В те далекие времена, из-за нехватки воды, два брата из с. Хелекьури отправились вверх по Андийскому Койсу в поиске воды и более хорошего места для поселения. Братья облюбовали для поселения местность, где ныне расположен аул Саситли. С двух сторон протекали речки, местность была естественно защищена от набегов соседей. Они и обосновались на этой земле. Основателями села, старожилы и называют предков тухума "Хелекьурисел". По преданию они с собой принесли медный котел и он переходил по очереди то к саситлинцам, то возвращался к хелетуринцам.

"

Вскоре в Саситли стали стекаться переселенцы и беглецы и из других мест

Жители с. Саситли занимались разносторонней трудовой деятельностью. Но основной отраслью хозяйства являлось животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Преобладало овцеводство, разведение крупного рогатого скота занимало второе место. Овцеводство давало населению баранину, сыр, шерсть и др. Образно говоря, овца кормила и одевала горца.

Саситлинцы имели хорошие летние пастбища, но не имели зимних пастбищ. Жители селения заготавливали запасы кормов для крупного рогатого скота, который в зимний период находился на стойловом содержании на хуторах..

Из-за горного, сильно пересеченного рельефа местности пахотной земли у саситлинцев не хватало. Под посевы они использовали клочки неудобной земли. Возделывание этих участков (мульков) требовало огромных затрат и труда.

Хозяйство жителей села было натуральным. В рамках натурального хозяйства развивались кустарные промыслы. Саситлинцы обрабатывали все виды местного сырья. При малоэффективной технике и довольно простых орудиях труда горские умельцы делали прочные и красивые вещи. Кустарную промышленность саситлинцев можно разделить на отрасли: обработка шерсти и кожи, обработка дерева, камня, обработка металла. Из шерсти выделывали войлока, паласы, носки, мешки, шерстяную обувь и т.д. Обработкой шерсти и выделкой всевозможных шерстяных изделий занимались женщины. Они занимались также плетением, шитьем, выделкой материй.

В конце XIX в. в Саситли сохранились традиционные общинные формы управления и органы власти джамаата. Высшим органом джамаата было общее собрание сельчан. Ему принадлежали вся полнота законодательной власти, права судебного и распорядительного органов сельского общества.

В первые годы Советской власти в работе председателя сельсовета принимал участие Совет старейшин села. Он доводил свои решения председателю сельсовета и требовал от него их исполнения. До 1930-х годов председателя и депутатов сельсовета выбирали на джамаатском сходе. Кандидатуру выбираемого в Совет, обсуждали всесторонне. Четыре раза в год проводили общесельские собрания, на которых обсуждали вопросы, касающиеся благоустройства села, восстановления дорог, мостов, родников и т.д. И того председателя сельсовета, который не выполнял наказ старейшин и джамаата, немедленно освобождали и вместо него выбирали другого. В Совет избирали людей не по образованию, а по способностям. Председателю сельсовета помогал его секретарь и один глашатай (гIел). Глашатай взимал штрафы и созывал односельчан на сход. Все саситлинцы 6 дней в году должны были выполнять дорожные работы, ремонтировать мосты, дороги.

Весной 1936 г. было организовано объединение земли. Каждый саситлинец сдавал в объединение сельскохозяйственную утварь, зерно.

Эти объединения были начальной формой подготовки саситлинцев для организации колхоза. В мае 1936 г. на общем собрании аула саситлинцы решили создать на основе существовавших объединений единый колхоз "Рабоче-крестьянская Красная Армия" или "РККА". Председателем колхоза был назначен Саадулаев Осман.

В 1932 г. в селении была открыта впервые начальная школа (две группы), которая находилась вначале в доме Абдуразака. Обучение детей - мальчиков и девочек - проходило раздельно. Материальной базой первой школы послужили комнаты, отведенные под классы и кухня. Детей кормили в школе горячим обедом, бесплатно, в целях поощрения и оказания материальной помощи их семьям. Из-за отсутствия учебного оборудования учащиеся сидели на скамейках и писали на коленях. Преподавание письменности сначала было на основе арабской графики (аджам), а впоследствии с 1928 года учащиеся разучивали новый, основанный на латинской графике, алфавит. Введение нового алфавита и перевод школ и всех культурно-просветительских учреждений на родной язык явились важным достижением. Но латинский алфавит просуществовал несколько лет: он усложнял полиграфическое производство, и по этой причине из года в год задерживалось издание учебников и другой литературы. В 1933 году в селе построили новое здание для начальной школы (дом Алибулата) и открыли 4 класса. На строительство школы вышли все односельчане, каждый помогал, чем мог. Здание было построено двухэтажное. Занимались в две смены.